Детский сад №36,пос. Октябрьский

Безопасность детей на природе

Мастер-класс «Формирование основ безопасного поведения в природе»

Заславская Т.Ю., воспитатель подготовительной к школе группы компенсирующей направленности МДОУ ДСКВ №30 п.Октябрьский МО Ейский район

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.

Как сберечь здоровье детей?

Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?

Как научить помогать друг другу?

Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. 

Для выявления уровня знаний по основам экологической безопасности с детьми своей группы, я провела мониторинг с использованием бесед, игровых ситуаций, наблюдений,  анализа  детских рисунков. В то же время, опираясь на уже имеющиеся  к старшему возрасту, у детей знания и представления, я выделила направления, по которым необходимо провести обучение через разные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, двигательную, художественно-творческую.

Основная цель моей работы – подготовка ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными, опасными для жизни; формирование важнейших алгоритмов восприятия и действия, лежащих в основе безопасного поведения.

Главными задачами являются:

- закрепление у детей экологических знаний;

- обучение правилам поведения в парке, лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.

- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.

- воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.

Свою работу я начала с создания  развивающей предметно-пространственной среды, именно она создаёт условия, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы по теме, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к творческим играм). Вместе с детьми обустроили свою групповую комнату, периодически по желанию меняли обстановку. В целом в группе царит атмосфера занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

При непосредственной помощи родителей, были изготовлены пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности:

Альбомы

«Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения».

Дидактические  игры

«Черный ящик», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности», «Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в поход», «Четвёртый лишний».

Формы работы для  формирования основ  экологической безопасности   я использую самые разнообразные:

Беседы

- Кто придумал правила поведения?

- Почему нельзя подходить к чужим собакам

 -Что возьмём с собой в парк

- Как вести себя в парке

-Что оденем на прогулку, экскурсию,

Наблюдения

За объектами неживой природы, обследование их  

Дидактические игры:

 -Путешествие в « неизведанную природу»

 - Путешествие в гости  к жителям леса

- Путешествие по летнему саду

- Цветочная клумба

 Сюжетно-ролевые игры:

-В гостях у доктора Пилюлькина

 -Путешествие в лес 

Развлечения

«Осенины»

«Лягушка-путешественница»

«Знатоки природы»

Чтение  художественных произведений, в которых  красной линией проходит тема осторожного и безопасного поведения в природе:

Т. Шорыгина «Осколок стекла»,  «На лесной тропинке», М.Фисенко «Наказание за незнание», «Как Владик с Катей ходили купаться»

Просмотр видеофильмов и познавательных мультфильмов

(из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики», «Винни Пух» и т.д.), Организация выставок

Создание проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей (что делать, если ты заблудился в лесу; как быть, если ты по дороге встретил чужую собаку; что делать, если забыли дома панамку и др.)

Вся эта  работа способствует активизации и обогащению словаря, что особенно важно для детей, имеющих ОНР. Они получают новые сведения об окружающем мире, его целостности, овладевают новыми умениями, что способствует развитию любознательности, самостоятельной активности.

Работа  с родителями по развитию у детей навыков экологической безопасности построена мною в тесном  партнёрстве с ними, проведены:

Родительские собрания по теме «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья»;

 Оформлена информация для родителей в уголке под рубрикой «Опасные ситуации в жизни детей».

Мамы и папы вместе с детьми принимали активное участие в оформлении выставки рисунков  « Моя безопасность», где постарались раскрыть опасные ситуации, которые могут подстерегать детей на природе.

В дальнейшем я планирую продолжать работать по данной теме. Задачами этого года обучения являются закрепление, дальнейшее обогащение и систематизация конкретных представлений об опасностях окружающей среды и способах защиты от них, используя новые технологии для того, чтобы дети усвоили главное правило:

«Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!»

26 марта 2018 в 09:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.