Быт кубанских казаков.
Программные задачи:
1.Знакомить детей с жизнью и бытом Кубанского казачества.
2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
3. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю – малой Родине.
Методики проведения:
Воспитатель в кубанском костюме входит вместе с детьми в имитированную кубанскую комнату.
Воспитатель. Здорово дневали, казачата!
Дети: Слава богу!
Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань – ты наша Родина», дети рассаживаются на стульчики.
Восп. Ты – казачий мой край необъятный,
Ты – кубанская сторонка моя
И просторы твои не объять мне,
Не объять своим взором поля.
А как Вы думаете, о чем пойдет речь?
Дети. О Кубани.
Восп. Да, Вы правы , о нашей малой Родине – Кубани, Краснодарском крае.
Ты был на Кубани? А ты побывай.
Отличные люди, прославленный край!
Там вечер просторный и песня простая,
У клуба парнишек и девушек стая.
Там примут тебя, как хорошего друга,
Покажут, как землю ворочают плугом
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться
Там где – то саманный курень мой дымится
Увитый густой виноградной лозою,
Веселые окна, открытые ставни
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
И труд хлебороба и песни и пляски.
И так, мы с Вами отправляемся в прошлое и попадаем в хату наших дальних - дальних предков. А как называется казачий дом?
Курень.
Восп. «Курень» - по монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы было переходить из одной комнаты в другую по кругу.
Восп. Какие дома были у казаков в старину?
В давние времена казаки строили землянки: рыли яму; сверху накрывали ветками и засыпали землей (слайд)
Восп. А потом какие стали строить дома?
Потом дома начали строить из дерева и камня. А какие окна у куреня?
Они закрывались ставнями, деревянными дверцами. У дома еще были балясы.
Восп. Что такое балясы?
Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни.
Восп. А вы бы хотели увидеть, как жили казачьи семьи? Давайте зайдем с вами в курень.
Приглашение в мини-музей детского сада «Кубанская горница»
Восп. Козаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курене всегда в углу висела икона. Козаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимое блюдо казаков. Давайте их вспомним!
Лапша, борщ, уха, студень, узвар-компот из сухофруктов, пекли хлеб, пироги.
Восп. Готовила еду казачка, она же приносила воду из колодца на коромысле. Еда готовилась в чугунках, так как посуда была из глины ложки – деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами. (показ предмета в музее)
Восп. Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы . А в куренях - кровати: вязаные покрывала, пуховые одеяла – шила сама казачка. Верх она отделывала из цветных лоскутков (лоскутное одеяло), а на кроватях возвышалась гора подушек под вязаными накидками .
Восп. А какая была одежда у казаков и казачек? Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. (показ предметов в музее). Одежду хранили в сундуках, гладили при помощи валика и рубила .
Восп. Поскольку казаки были очень хлебосольные, то они любили угощать своих гостей пирогами с чаем из трав. Ну а чаем поили гостей из…
Дети. Самовара
Восп. Давайте и мы сейчас заварим казачий чай и испечем пироги. Берем мяту, лимонник, мелису, заливаем кипятком и даем ей настояться. А сами тем временем лепим пироги и отправляем их в русскую печь.
Лепка из пластилина
Восп. Ну а пока давайте вспомним пословицы о хлебе:
1.
«Хлеб всему голова».
2.
«Хлеб – батюшка, вода-матушка».
3.
«Худ обед, когда хлеба нет».
4.
«У кого хлеб родится, тот всегда веселится».
5.
«Потрудиться, так и хлеба поесть».
6.
«Без труда хлеб не родится никогда».
7.
«Невелик кусок пирога, а стоит много труда».
Восп. Что за запах в нашей горнице?
Дети. Это пироги поспели!
Восп. Давайте их вытащим ухватом и положим на рушник. А теперь можно и гостей приглашать к чаю.
Дети. Милости просим гости дорогие.
Восп. Ребята я очень рада, тому, что сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. И вижу вы знаете историю своих предков – казаков и чтите их традиции. Так будьте их достойны.
Загадки
Тяжело стучат копыта,
Вымя молоком налито,
Длинный хвост, рога дугой…
Ждут кормилицу домой.
(Корова)
Летом в поле травку рвет,
А зимой в хлеву живет:
Сена вволю ей дают
Да ягненка в прибыль ждут.
Не рогата, не бодлива,
Беспокойна, боязлива.
Шерстку у нее стригут,
Вяжут из нее и ткут.
(Овца)
Бежит толстушка,
Хвостик-завитушка,
ушки пирожком,
рыльце пятачком,
на ногах копытца-
торопится к корытцу.
(Свинья)
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Конь)
На дворе построен дом,
На цепи хозяин в нём.
(Собака) Слайд
На копытца встану,
Листики достану.
Я осинку обдеру-
Пожевать люблю кору.
Ростом я невелика,
Но хватает молока.
Тонконога и рогата,
Как зовут меня, ребята? (Коза)
У мышиной норы,
Лежат крючья остры,
И повисли, горя,
Два зелёных фонаря.
(Кошка)
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок.
Красный глазок.
(Кролик)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
- Подскажите мне, о ком же все эти загадки?
- О животных.
- Совершенно верно, о животных, которые называются домашними. И сегодня на занятии пойдёт разговор о домашних животных.
Рассказы детей о домашних животных
Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о домашних животных, активизируя их речь. Для того чтобы организовать очерёдность детей, можно провести игру «Волшебный мячик». Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера.
Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу « волшебный мяч».
Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.
Вопросы к детям:
Каких домашних животных вы знаете?
Какую пользу приносит человеку корова, лошадь, собака и т.д.?
Как называется детёныш коровы, собаки, кошки и т.д.?
Как называется помещение, в котором живут лошади, коровы и т.д.?
Какую пользу приносит людям?
Чем питается?
Как называют его детёнышей?
Физкультминутка «Конь меня в дорогу ждет»:
Конь меня в дорогу ждет, повороты туловища вправо-влево
Бьет копытом у ворот
На ветру играет гривой наклоны головы вправо-влево
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу. Приседания.
Не поеду – полечу.
Цок, цок, цок, цок, Поочередное высокое поднятие колен с
Цок, цок, цок, цок. одновременным цоканьем языком.
Там, за дальнею рекой, Махи руками. Помашу я всем рукой.
Постройки для домашних животных
Воспитатель:
-Ребята, а как называются помещения, в которых содержат домашних животных? Если эти домашние животные принадлежат одной семье, то для них обычно делали две постройки: одна для птиц называлась…(воспитатель интонацией приглашает детей высказываться) «птичник», другая для животных называлась «хлев».
Как называется домик для собаки? (Конура)
Воспитатель:
- Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «Поле чудес». Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением домашнего животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также помещение, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с коровой. Я говорю: папа-бык, мама-корова, ребёнок-телёнок, дом-коровник. Итак, начинаем игру.
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудесном крае, где живем мы у Кубань - реки,
Где жили здесь когда-то наши предки казаки