Детский сад №36,пос. Октябрьский

НОД "Узор на окне"

Тема: «Узор на окне»

Цели занятия:

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Развивать способность замечать необычное, красивое ,развивать зрительную память.

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспе­риментировании с изобразительным материалом.

Развивать воображение, творчество.

Материал для занятия:

альбомный лист;

дополнительный лист, размер А4;

кусочек свечки или мыла;

акварельные краски;

кисть с широким ворсом;

стаканчик с водой, салфетка.

Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время

                                                           Ход занятия

                                           1. Организационная часть

Педагог предлагает детям загадки.

  Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила.  ( Зима).

Не колючий, светло- синий

По кустам развесил…(иней).

Он вошёл никто не видел,

Он сказал  никто  не  слышал.

Дунул в окна и исчез

А на окнах  вырос лес.  ( Мороз).

Белая морковка

Зимой растёт.  (Сосулька)

Превратились лужицы

В холодное стекло.  (Лед).


Педагог .Молодцы, ребята,. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?

Дети. Зимой.

Педагог. А кто зиме верный и незаменимый помощник?

Дети .Мороз.

Педагог .Правильно ребята. С приходом зимы к нам в гости приходит и Мороз. Он зиме помогает укрыть всё белым одеялом. А когда мы с вами спим ,он и к нам приходит в гости. Посмотрит в окошко, подует на него, постучит .Проснёмся мы с вами утром и увидим на окне прекрасный узор. Это Мороз всю ночь рисовал: завитушки, листочки , цветочки, снежинки.

Педагог. Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Педагог. На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иго­лочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холод­ную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в ко­торых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность на­блюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?

Ответы детей: Елочку, листочки , снеговика, цветы, птиц, снежинки и др.

Педагог. Ребята, , мы с вами смогли бы нарисо­вать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а по­том вдруг проявились, как у Мороза?

Дети. Нет.

Педагог. А на самом деле возможно: оказывается, есть такие мате­риалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невиди­мые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ . рисования называется «фотокопией».

Педагог предлагает детям  взять в руки свечи и нарисовать на дополнительном листе узор. Предлагает рассмотреть. Ответить виден или не виден рисунок. Затем педагог предлагает покрыть лист акварелью.

Педагог. Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные све­чой, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?

Мнения детей.

Педагог. Свечка состоит из— воска, который отталкива­ет воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рису­нок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой.

Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство — нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно про­изнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все по­лучилось.

Физминутка.

Белая снежинка.Стоя в кругу, поднять руки над головой,

 В воздухе кружитсяплавно опустить их через стороны вниз

И на землю тихоРуки — перед собой, плавно поочередно

 Падает  ложитсяпо­качать ими вверх-вниз.

На окошках, Дед Мороз,Имитировать движение рисования

 Разбросал узор. «кис­тью» в произвольном направлении пооче­редно

 Легкие виденья, правой, левой руками.

Хитрые сплетенья

 Ты метелица чуди Покружиться вокруг себя.

 Хороводы заводи.

2. Практическая часть

1.Продумать содержание будущего узора.

2.Выполнить рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верх­ней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.

Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттен­ками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и то же место, по­крывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.

3. Итог занятия

Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры.

 Падают снежинки

Золотые льдинки.

Падают,  кружатся

На землю ложатся

Ветер налетает,

Волком завывает

Нет снежинок краше-

Им никто не страшен.

10 октября 2019 в 06:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.