Детский сад №36,пос. Октябрьский
Консультация "Игра в жизни ребёнка"Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные. Поэтому задача педагогов и родителей – осторожно направлять детей на гуманистический путь. Научить детей играть – значит научить жить. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. А.С. Макаренко писал: “Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре”. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом. - В игре формируется произвольное поведение, активируются познавательные процессы. - В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. - В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками. - В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли. - В игре ребенок развивается духовно. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок. Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами “становятся родителями”. Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре. Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих “пределов”. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания. Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых “понарошку”. Игра преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, волю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами. Игра – школа морали и действий. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку “что такое хорошо и что такое плохо”, но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению… Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических, и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии. Правила организации игры. Игры – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей ( игры на умственную компетентность), другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты), третьи – конструкторские навыки (конструктивные игры) и т.д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода . Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая её огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для их возникновения и развития. Без руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Взрослые должны создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительная эмоция – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. Взрослые должны поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь максимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицания и поощрения. В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры). 28 сентября 2020 в 21:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.