Детский сад №36,пос. Октябрьский

Консультация «Прививаем духовно нравственные качества детям»

Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом.

  В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье ,дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Врач и педагог М.Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям.» Духовно-нравственное воспитание в д/саду – это попытка движения от воспитания  простых чувств, к достижению наивысшей цели воспитания чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Конечно, начинать работу по духовно - нравственному воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в д/саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства  привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье – начинается формирование того фундамента, на котором  будет вырастать более сложное образование, чувство любви к своему Отечеству.

Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые  он осознаёт себя членом семейного сообщества. И именно в семье, родителям надо начинать формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в д/саду, своим близким. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; формировать представления о России, как о родной стране.

Молодые родители не задумываются о воспитании гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. А некоторые родители не знают с чего начать и не имеют знаний по этому вопросу. Поэтому мы воспитатели помогаем им в решении этих задач. И используем разные формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма:

1.На родительских собраниях направляем мысли родителей  на то, что дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства  любви к Родине, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки  гражданско – патриотических чувств.

2.На собраниях стараемся разнообразить формы общения с родителями – проводим игры. Например «Слово – эстафета». Чтобы мы сообща искали ответы на конкретные вопросы по воспитанию детей. Читаю небольшие рассказы, которые помогают родителям поступать с учётом нравственных норм. Проводим беседы, консультации перед праздниками (День защитников Отечества, День Победы и др.).Предлагаем родителям рассказывать о подвигах русских солдат, рассматривали ордена, читали книги раскрывающие красоту человеческих поступков, рассказывали о своём труде. Оформляем доски для родителей, вывешиваем плакаты, поздравительные открытки, информацию о праздниках.

3. Советуем родителям тематику прогулок по родному городу. Среди них: посещение Кремля, парка культуры, стадионов, музеев, мест связанных с жизнью великих людей и земляков. Просим родителей нарисовать, как провели выходные  дни или принести фото посещения интересных мест. Начали оформлять альбом «Любимые места Нижнего Новгорода»

4.Я как воспитатель, раскрываю перед родителями ценность и необходимость участия ребёнка в труде взрослых на общее благо: почистить снег на участке в д/саду вместе с папой, отремонтировать стулья, сделать кормушку для птиц и повесить её на участке. Пусть участие ребёнка будет весьма скромным, но радость от коллективного труда, гордость общими результатами станет важным эмоциональным фоном  для формирования активной жизненной позиции будущего гражданина. Беседы о красоте, учат ценить красоту.

5.Особого внимания в работе с родителями требует тема «Родная природа». Делали стенды, посвященные ознакомлению детей с родной природой на темы: «Воскресные прогулки в природу», «Влияние природы на всестороннее развитие личности ребёнка», «Кто любит природу и заботится о ней, тот любит свою родину». Устраиваем выставки поделок детей и родителей «Природа и фантазия», «Осенняя ярмарка», «Зимняя сказка», «Чудеса с обычной грядки», «Осенних листьев хоровод». Предлагаем делать сезонные букеты – икебаны. Обращаем внимание родителей, чтобы они помогали детям видеть красоту по всюду: в природе, явлениях природы, поступках, картинках. Беседы о красоте учат ценить красоту и избегать безобразия.

6.Наиболее эффективно воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в воспитании духовно - нравственных чувств отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.В группе мы сделали альбомы: «По следам любимых сказок», «Пословицы о труде», «Пословицы о семье», «Старинная пословица не мимо молвится», «Пословицы о дружбе».Родители читали детям сказки, выбирали любимую и рисовали в альбоме рисунки. Предлагали родителям познакомиться с пословицами о труде, семье и дружбе. Пословицы – выражение народной мудрости. Они знакомят с жизненным опытом человечества. Опыт, который пригодится на долгом жизненном пути каждому ребёнку. Выбрать одну из них, выучить с ребёнком и зарисовать в альбоме. Я советовала родителям приобрести диски с любимыми детскими песнями ,народными песнями и мелодиями классической музыки. С помощью родителей собрали небольшую фонотеку. Родители помогли в оформлении музыкального уголка народными инструментами: сделали макет балалайки, принесли деревянные ложки. Вывешивали в раздевалке отксеренные пословицы, афоризмы, пословицы о воспитании детей, о ценности семьи, книг, дружбы. Оформили папку «Народные пословицы».

7.Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка. Предлагаю родителям почитать книги по нравственному воспитанию Воронковой Л.Ф., Чуковского К.И., Бианки В.В., Маршака С.Я., Акима Я.Л., Успенского Э.Н. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, приглашаем на них родителей, например: осенняя ярмарка, новогодний праздник, рождественские колядки, День защитника Отечества, «Встреча весны» - фольклорный праздник, масленичная олимпиада, день Победы, день защиты  детей, день Отца. Готовимся провести праздник в группе «Сказка в гости приходит». В котором будут участвовать родители и дети.

8.Наши родители являются активными участниками конкурсов разного уровня, например: Епархиальный конкурс «Мамочка  - мой ангел». Областной конкурс «Четыре с хвостиком». Наши участники были награждены грамотами и дипломами.

9.Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают знания о культуре и предметах народно – прикладного творчества. С помощью родителей, мы делаем в группе папки с демонстрационным материалом «Знакомство детей с музыкальными инструментами», «Защитники Родины в народных сказках и былинах», «Знакомство детей с предметами русского быта», «Знакомство детей с народными пословицами»,  «Знакомство детей с народными промыслами». Обращаю внимание родителей, что при воспитании у дошкольников уважения к окружающим людям, любви к родителям, семье, интереса к окружающей жизни, мы способствуем формированию таких сложных чувств, как любовь к родному краю, к своей стране. Углубить эти чувства помогают – художественное слово – стихи, рассказы о маме и папе, природе, песни, рисование портретов родителей, приготовление подарков для них к праздникам. Составили с родителями папку «О семьях нашей группы»: семья, девиз семьи, любимые занятия.

17 декабря 2020 в 11:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.