Детский сад №36,пос. Октябрьский

Консультация «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей

«Развитие  речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

 

В развитии речи ребенка взрослые играют ведущую роль. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка. Поэтому речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

А что же такое речь?

  Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активный словарь (активная речь). Понимание речи приходит раньше активного её освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.

  Задачами развития активной речи младшего дошкольного возраста являются:

- формирование активного словаря детей;

- расширение понимания речи взрослых.

Это важно, потому что в процессе речевого общения ребёнок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путём индивидуального практического опыта, но и путём общественного опыта. У каждого ребёнка этот процесс протекает индивидуально.

Младший дошкольный возраст – это благоприятный период для развития активной речи ребёнка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Своевременное развитие активной речи обеспечивает полноценное психическое развитие малыша. Нужно побуждать ребёнка говорить. Как это делать? На что обратить внимание? Прежде всего, необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:

- много говорить самому;

- следить за темпом речи (речь взрослого должна быть неторопливой, размеренной);

- выслушивая ребёнка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;

- не использовать в общении с ребёнком жаргонную лексику;

- не ругать ребёнка в присутствии других детей.

Особое внимание надо уделять словарной работе и чтению детской художественной литературы. Использовать разные приёмы обогащения и активизации словаря:

- показ с называнием;

- многократное повторение нового слова или фразы;

- объяснение происхождения слова;

- использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами;

- вопросы;

- договаривание детьми;

- сочетание показа и объяснений с игрой детей;

- поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания. Это приём можно чаще использовать в разных инсценировках.

Организовывая деятельность с ребенком, старайтесь, чтобы ребёнок участвовал в нём не только голосом, но и движениями, так как игровые действия стимулируют память и речевую активность малыша.

Лучше всего дети младшего дошкольного возраста воспринимают индивидуальное обращение. И поэтому в разговоре с детьми надо учитывать уровень развития ребёнка, уровень его речи.

Во время проведения режимных моментов (прием пищи, умывание, укладывание спать и т. д.)  желательно прибегать к приёму использования художественного слова. Это и потешки, и прибаутки, и поговорки, и колыбельные.

Для развития речевой активности используйте картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить. Поэтому обязательно организуйте дома для ребенка книжный уголок.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов, постоянно общаться, много говорить с ребенком.

Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.

12 января 2021 в 18:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.